Підвищення ефективності приміських пасажирських перевезень в умовах реформування залізничної галузі

Loading...
Thumbnail Image
Date
2012
Journal Title
Journal ISSN
Volume Title
Publisher
Дніпропетровський національний університет залізничного транспорту імені академіка В. Лазаряна
Abstract
UK: Дисертаційна робота присвячена розробці теоретичних і методичних підходів до підвищення ефективності приміських пасажирських перевезень в умовах реформування залізничного транспорту за рахунок: • розробки економічних підходів до обґрунтування доцільності впровадження нових та удосконалення існуючих методів організації руху приміських поїздів; • розробки нових принципів формування собівартості перевезень окремого пасажирського поїзда в приміському та регіональному сполученнях, що дозволить ефективно впливати на зниження їх збитковості; • побудови науково обґрунтованих соціально спрямованих тарифів на перевезення пасажирів у приміському сполученні. Для мінімізації експлуатаційних витрат приміської пасажирської компанії в роботі запропоновано нову економічно обґрунтовану схему курсування зонних поїздів приміського сполучення на окремих напрямках руху, уведення яких дозволить знизити термін їх обороту й тим самим вивільнити певну кількість дефіцитного моторвагонного складу, а також організувати додаткові поїзди на напружених напрямках руху. Розроблено новий теоретико-методологічний підхід до визначення витрат окремого приміського пасажирського поїзда з урахуванням виду рухомого складу, категорії поїзда за швидкістю, рівнем комфорту та класності вагонів, що дозволило визначити його реальну збитковість та надати пропозиції стосовно зниження собівартості перевезень на певному напрямку руху. Удосконалено принципи побудови тарифів на перевезення пасажирів у приміському сполученні.Для мінімізації експлуатаційних витрат приміської пасажирської компанії в роботі запропоновано нову економічно обґрунтовану схему курсування зонних поїздів приміського сполучення на окремих напрямках руху, уведення яких дозволить знизити термін їх обороту й тим самим вивільнити певну кількість дефіцитного моторвагонного складу, а також організувати додаткові поїзди на напружених напрямках руху. Розроблено новий теоретико-методологічний підхід до визначення витрат окремого приміського пасажирського поїзда з урахуванням виду рухомого складу, категорії поїзда за швидкістю, рівнем комфорту та класності вагонів, що дозволило визначити його реальну збитковість та надати пропозиції стосовно зниження собівартості перевезень на певному напрямку руху. Удосконалено принципи побудови тарифів на перевезення пасажирів у приміському сполученні.
RU: Диссертационная работа посвящена разработке теоретических и методологических подходов к повышению эффективности пригородных пассажирских перевозок в условиях реформирования железнодорожного транспорта за счет: • разработки экономических подходов к обоснованию целесообразности внедрения новых и усовершенствования существующих методов организации движения пригородных поездов; • разработки новых принципов формирования себестоимости перевозок отдельного пассажирского поезда в пригородном сообщении, которые позволят эффективно влиять на снижение их убыточности; • построения научно обоснованных социально направленных тарифов на перевозку пассажиров в пригородном сообщении. Исследования показали, что реформирование железнодорожного транспорта в странах постсоветского пространства, где экономика работает в условиях современного рынка, является процессом необходимым, поскольку государство не в состоянии больше финансировать отрасль в полном объеме. Каждая из стран выполняет реформирование железнодорожной отрасли по разным моделям, в зависимости от ориентиров и целей, которые она ставит перед собой. Но все они сначала начинают реформирования железнодорожного транспорта по интеграционной модели, которая предусматривает тесную связь между процессом перевозок и инфраструктурой железных дорог. Анализ научных работ показал, что все они затрагивают отдельные задачи повышения эффективности функционирования пассажирских перевозок в пригородном сообщении. Однако без внимания остались еще многие вопросы, которые нуждаются в экстренном решении, поскольку после реформирования отрасли правительство страны должно лишь частично субсидировать деятельность пригородных перевозок и требует от Укрзализныци в ближайшее время максимально повысить эффективность пригородного хозяйства за счет снижения затрат на перевозку. Существует значительный и стабильный спрос на пригородные пассажирские железнодорожные перевозки, которые составляют более 30 % от общей работы железных дорог Украины по перевозке пассажиров. Однако положение в этом хозяйстве можно назвать критическим, поскольку убыточность перевозок достигла 86-88 %. Анализируя деятельность железных дорог Украины, можно сделать вывод о том, что в перспективе пригородные пассажирские перевозки сохранят свою ведущую роль. Такой приоритет пригородных перевозок определяется высокой провозной способностью железнодорожных магистралей, сравнительно низкой себестоимостью, надежностью перевозок, независимостью от климатических условий и минимальным влиянием на окружающую среду. Важную роль в повышении эффективности пригородных перевозок должны сыграть новые условия хозяйствования. Для минимизации эксплуатационных затрат пригородной пассажирской компании в работе предложен новый экономически обоснованный принцип движения зонных поездов на отдельных направлениях, введение которых позволит снизить время их оборота и тем самым высвободить определенное количество дефицитного моторвагонного состава, а также организовать дополнительные поезда на напряженных направлениях движения. Для определения реальной убыточности пригородных поездов на отдельных направлениях движения и разработки конкретных предложений по снижению их убыточности в диссертации разработан новый теоретико-методологический подход, который учитывает:  спрос на перевозку пассажиров на определенном направлении движения; • спрос на перевозку пассажиров в разные периоды года и недели; • скорость движения и комфортность пригородного поезда. В работе предложены новые принципы построения тарифов на перевозку пассажиров в пригородном сообщении, которые учитывают научно обоснованную прибыль.
EN: The dissertation thesis represents a research of the theoretical and methodological approaches to raising efficiency of the suburban passengers transportation under the conditions of reforming railways. This raising is owing to: – development of the economic approaches to grounding expediency of the introduction of new methods and improvement of the existing methods of the organization of the suburban trains traffic; – development of the new principles of the cost price formation as for the separate passenger suburban train, thus reducing its unprofitability; – formation of the scientifically valid and socially grounded tariffs concerning the passengers’ transportation in the suburbs. To minimize the exploitation expenses of the company for suburban passengers transportation the new economically grounded principle is proposed in this dissertation. This principle deals with the traffic of the zone suburban trains at the definite separate directions of traffic. The latter allows to reduce the term of their turnover with all the subsequent positive economic aftermaths. The new theoretic and methodologic approach to the estimation of the expenses for the separate suburban train is developed taking into account the type of the rolling stock, characteristics of the speed, comfort and type of cars. All these provide possibilities to determine the cost of price of the transportation, its actual unprofitability and give proposals for the reduction of the cost of price in transportation. The principles of tariffs forming are developed as for the passenger’ transportation in the suburban trains.
Description
Захист – 02 березня 2012 р., Дніпропетровський національний університет залізничного транспорту імені академіка В. Лазаряна
Keywords
реформування приміського господарства, приміські перевезення, зонне обслуговування приміських перевезень, приміська компанія, собівартість перевезень, тарифи на перевезення пасажирів, реформирование пригородного хозяйства, пригородные перевозки, зона обслуживания пригородных поездов, пригородная компания, себестоимость перевозок, тарифы на перевозку пассажиров, reformation of suburban economy, suburban transportations, zone maintenance of suburban transportations, suburban company, prime price of transportations, tariffs on carrying passengers, КОАІВ
Citation
Пінчук О. П. Підвищення ефективності приміських пасажирських перевезень в умовах реформування залізничної галузі : автореф. дис. ... канд. екон. наук : 08.00.04. Дніпропетровськ, 2012. 20 с.