Удосконалення структури управління вантажними вагонами компаній-операторів в умовах реформування залізничного транспорту України

Loading...
Thumbnail Image
Date
2012
Journal Title
Journal ISSN
Volume Title
Publisher
Дніпропетровський національний університет залізничного транспорту імені академіка В. Лазаряна
Abstract
UKR: Згідно з програмою Президента, в Україні розпочато реформування залізничної галузі. В Україні будуть одночасно працювати вітчизняні та закордонні компанії-оператори з власним рухомим складом. Для раціоналізації перевезення вантажів у вагонах різних операторів та підвищення якості їх використання потрібно управляти цими вагонними парками. У дисертаційній роботі запропоновано удосконалений механізм управління вантажними перевезеннями, який відрізняється від існуючого пристосуванням його до умов сучасного ринку та організацією управлінських компаній, які повністю централізують управління всіма парками вантажних вагонів вітчизняних та закордонних компаній-операторів. У роботі запропоновано модель взаємодії управлінських компаній з підприємствами інших форм власності та структурними підрозділами залізниць України, а також організаційну структуру управлінської компанії, яка включає два види діяльності: комерційну та ремонт вагонів різної власності.
RUS: Согласно программе Президента, в Украине запланировано реформирование железнодорожной отрасли, которое сегодня является объективной необходимостью. Отставание реформирования отрасли от других стран СНГ и Европы снижает конкурентные возможности железнодорожного транспорта Украины на мировом рынке транспортных услуг. Последовательность решения проблемы рационального управления грузовыми перевозками в условиях современного рынка предусматривает такие этапы: 1) постановка диагноза проблемы управления грузовыми перевозками. 2) разработка экономического критерия для сравнения разных вариантов управления процессом грузовых перевозок. 3) выявление альтернативных вариантов управления процессом грузовых перевозок и выбор наилучшего. Каждая из стран постсоветского пространства выполняет реформирование железнодорожной отрасли по разным моделям, в зависимости от ориентиров и целей, которые она ставит перед собой. Некоторые железнодорожные администрации достигли определенных успехов в процессе реформирования железнодорожной отрасли, но при этом сделали ряд ошибок. В работе рассмотрены вопросы организации коммерческой работы, основные задачи и функции Главного управления, его организационная структура. Проанализирована структура основных грузов железных дорог, динамика разных видов перевозок (обычных, контрейлерных, контейнерных). Отдельно исследована операторская деятельность в Украине и рынок операторских услуг. Положение операторской деятельности усложняется отсутствием необходимых нормативных документов. Выполняя анализ объемов перевозок грузов операторами, можно констатировать, что их объемы составляют 66,8 % от объемов перевозки собственным парком. Таким образом, компании-операторы фактически являются лидерами в области перевозок в собственных вагонах. После реформирования железнодорожного транспорта на территории Украины будут одновременно работать отечественные и зарубежные компании-операторы с собственным подвижным составом. Для рационализации перевозки грузов в вагонах разных операторов и повышения качества их использования нужно управлять этими вагонами. Для этого в диссертационной работе предложена организация в Украине управленческих компаний, которые на собственное усмотрение будут выполнять перевозку грузов в вагонах чужой собственности, взятых в аренду на разных условиях у компаний-операторов. Для вагонов других железнодорожных администраций и зарубежных компаний-операторов предложены перевозки по межгосударственным договорам. Разработан механизм управления грузовыми перевозками, который отличается от существующего приспособлением его к условиям современного рынка и организацией управленческих компаний, которые полностью централизуют управление всеми парками грузовых вагонов отечественных и зарубежных компаний-операторов. Для управления грузовыми перевозками в подвижном составе других компаний-операторов автор рекомендует организовать несколько управленческих компаний, которые бы имели исключительное право на собственное усмотрение направлять вагоны для погрузки и после выгрузки по заранее определенным и согласованным с Укрзализныцей маршрутам. Усовершенствована классификация парков грузовых специальных и универсальных вагонов и подходов к построению управленческих компаний в условиях современного рынка транспортных услуг в зависимости от условий управления чужим подвижным составом. Предложен научный подход к определению рационального количества грузовых вагонов на сети железных дорог для улучшения качественных показателей использования подвижного состава отечественных и зарубежных компаний-операторов. В диссертационной работе разработана модель взаимодействия грузовых компаний с другими предприятиями и структурными подразделениями железных дорог Украины, а также организационная структура управленческой компании, которая включает два вида деятельности: коммерческую и ремонт вагонов. Определены основные задачи управленческой компании, которая, в отличие от Главного коммерческого управления, дополнительно выполняет функции текущего и планового ремонта вагонов, а также подготовки подвижного состава к погрузке.
ENG: According to the program of the President of Ukraine proposed reform of the railway sector in Ukraine, will be to work domestic and foreign companies-operators with their own rolling stock. To rationalize the transportation of cargo in wagons of different operators and improve the quality of their use to manage these rolling stock. For this dissertation paper presents an improved mechanism for managing freight transportation, which differs from the existing adapting it to modern market conditions and organization management companies that are fully centralize management of all parks wagons domestic and international operating companies. The paper presents the model of truck companies from other property companies and departments of railways of Ukraine, as well as the organizational structure of the cargo company that includes two activities: trade and repairs of cars of different ownership.
Description
Л. Марценюк: ORCID 0000-0003-4121-8826
Захист – 15 березня 2012 р., Дніпропетровський національний університет залізничного транспорту імені академіка В. Лазаряна
Keywords
реформування залізничного транспорту, вантажні перевезення, управлінська компанія, компанія-оператор, організаційна структура управління, реформирование железнодорожного транспорта, грузовые перевозки, управленческая компания, компания-оператор, организационная структура управления, reform of rail transport, freight, management company, a company statement, the organizational structure of management, КЕМ
Citation
Марценюк Л. В. Удосконалення структури управління вантажними вагонами компаній-операторів в умовах реформування залізничного транспорту України : автореф. дис. ... канд. екон. наук : 08.00.04. Дніпропетровськ, 2012. 21 с.