Підвищення експлуатаційної надійності тягових електричних двигунів тролейбусів

Loading...
Thumbnail Image
Date
2014
Journal Title
Journal ISSN
Volume Title
Publisher
Харківський національний університет міського господарства імені О. М. Бекетова, Харків
Abstract
UK: Дисертаційна робота присвячена вирішенню актуальної наукової задачі – підвищення надійності тягових електричних двигунів шляхом організації їх контролю технічного стану в процесі експлуатації та ремонту. У роботі системно розглянуто стан експлуатаційної надійності тягових електричних двигунів тролейбусів. Проаналізовано стан питання надійності вузлів тролейбусів за видами обладнання, особливості роботи та основні напрямки підвищення надійності тягових електричних двигунів. Розроблено структурні схеми елементів тягових електричних двигунів та запропоновано математичні моделі оцінки технічного стану їх основних електротехнічних функціональних складових у процесі експлуатації. Досліджено експлуатаційну надійність елементів тягових електродвигунів тролейбусів за величиною їх зносу в процесі експлуатації. Обґрунтовано діагностичні параметри та методи їх контролю. Розроблено технічні вимоги до пристроїв та програмного забезпечення для системи автоматизованого діагностування тягових електричних двигунів тролейбусів.
RU: Диссертационная работа посвящена решению актуальной научной задачи – повышение надежности тяговых электродвигателей путем организации их контроля технического состояния в процессе эксплуатации и ремонта. Обоснована необходимость построения моделей надежности с учетом структурных и функциональных характеристик тяговых электродвигателей троллейбусов, как важных факторов повышения эксплуатационного ресурса. Предложены структурно-функциональные модели элементов тяговых электрических двигателей учитывают практически весь диапазон требований, предъявляемых к таким системам и обеспечивает высокую точность. Разработаны критерии и классификация элементной базы тягового двигателя, которые учитывают особенности внутренней структуры и функциональные связи, позволяющих формировать модели надежности их узлов. Предложены методы построения структурных моделей, которые учитывают особенности конструкции, а также характеристики электрических и магнитных цепей, влияющих на надежность системы. Разработаны математические модели надежности элементов тяговых электродвигателей и методы их формирования, которые качественно отличаются от существующих тем, что учитывают конструктивные, электромагнитные характеристики тягового электрического двигателя троллейбуса. Разработаны универсальные модели надежности, которые позволяют оптимизировать параметры различных узлов применительно к требованиям системы планово-предупредительного ремонта, когда тяговые двигатели отработали заданный ресурс и продолжают эксплуатироваться. В результате проведенных исследований получены количественные характеристики надежности коллекторно-щеточного узла. Определены законы распределения и их параметров. Все это позволяет оценить наработки между постепенными отказами. Проанализированы устройства и программное обеспечение для систем диагностирования тяговых электродвигателей и технические требования к ним с целью усовершенствования и разработки мероприятий, которые направлены на повышение надежности тяговых электрических двигателей троллейбусов. Разработан алгоритм и программа расчета матриц оценивания ранга элементов системы, учитывающие характеристики связей между узлами. Исследования показывают, что надежность и ресурс элементов системы обусловлены внешними воздействиями и условиями функционирования. Поэтому точность оценки будет зависеть от правильной статистической оценки элементов системы. Для этого необходимо выполнить требования типизации режимов нагрузки тяговых электродвигателей, как динамической системы. Определение вероятностно-статистических характеристик и законов плотности распределения параметров надежности требует исследования постепенных и внезапных отказов элементов, на примере исследования наименее надежных элементов, которые в эксплуатации снижают характеристики технического состояния. По результатам проведенных исследований рекомендована для практических расчетов в условиях эксплуатации методика, где учитываются структурно-функциональные свойства тяговых электродвигателей, что дает возможность повысить точность оцениваемых параметров системы планово-предупредительных ремонтов троллейбусов и повысить эффективность работы парка троллейбусов за счет снижения отказов в период между ремонтами.
EN: The thesis is devoted to the resolution of relevant scientific tasks – improving the reliability of traction motors by organizing their control of a technical condition in the process of operation and repair. In the work systematically reviewed the status of the operational reliability of traction electric motor. Analyzes the state of the question the reliability of the nodes of the trolley on the equipment, especially the work and the main directions of improving the reliability of the electric traction motors. Developed structural diagram of the elements of the traction electric motors and mathematical models evaluate the technical condition of their basic electrical functional components during operation. Investigated the operational reliability of the elements of trolleybus traction motors on the magnitude of wear during operation. Justified diagnostic parameters and methods of their control. Developed technical requirements for devices and software for computer-aided diagnosis of traction electric motors trolleybuses.
Description
Захист - 23 жовтня 2014 р., Дніпропетровський національний університет залізничного транспорту імені академіка В. Лазаряна
Keywords
тролейбус, електродвигун, експлуатація, технічний стан, діагностування, експлуатаційна надійність, троллейбус, электродвигатель, эксплуатация, техническое состояние, диагностирование, эксплуатационная надежность, trolleybus, electric motor, operating, technical condition, diagnosis, operational reliability, ХНАМГ
Citation
Шавкун В. М. Підвищення експлуатаційної надійності тягових електричних двигунів тролейбусів : автореф. дис. ... канд. техн. наук : 05.22.09. Дніпропетровськ, 2014. 22 с.