Please use this identifier to cite or link to this item: http://eadnurt.diit.edu.ua/jspui/handle/123456789/1849
Full metadata record
DC FieldValueLanguage
dc.contributor.authorКолесникова, Тетяна Олександрівнаuk_UA
dc.contributor.authorКолесникова, Татьяна Александровнаru_RU
dc.contributor.authorKolesnikova, Tatyana A.en
dc.contributor.authorKolesnykova, Tetiana O.en
dc.date.accessioned2013-12-09T11:48:27Z-
dc.date.available2013-12-09T11:48:27Z-
dc.date.issued2012-03-
dc.identifier.citationКолесникова, Т. О. Комунікаційні моделі діяльності бібліотек ВНЗ в умовах інформатизації : авт. дис. к. с. к.: 27.00.03 / Т. О. Колесникова; Харківська держ. акад. культури. – Х. : 2012. – 22 с. ГРНТИ 04 УДК 316.77 + 027.7 : 004 Захист – 14 березня 2012 р.uk_ua
dc.identifier.urihttp://eadnurt.diit.edu.ua:82/jspui/handle/123456789/1849-
dc.descriptionT. Колесникова: ORCID 0000-0002-4603-4375uk_UA
dc.description.abstractUK: Дисертація присвячена визначенню тенденцій розвитку комунікаційних моделей діяльності бібліотек ВНЗ України під впливом інформатизації. Охарактеризовано умови формування нових моделей комунікаційної діяльності бібліотек, особливістю яких є можливість поєднання лінійного та нелінійного подання інформації. Досліджено, що в процесі еволюції на основі новітніх технологічних рішень лінійна (документально-комунікаційний рівень) комунікаційна модель діяльності бібліотеки змінюється на інтеракційну (інформаційно-комунікаційний рівень), а надалі — на інтеграційну (когнітивно-комунікаційний рівень). Доведено, що застосування комунікаційних моделей діяльності, які мають нелінійний характер, збільшує можливість якісних змін у разі неперервних змін параметрів діяльності бібліотек ВНЗ та інформаційного простору освіти і науки. Розглянуто стан та уточнено періодизацію інформатизації в бібліотеках ВНЗ України; обґрунтовано відповідність застосування визначеної комунікаційної моделі діяльності бібліотеки в різні періоди їх інформатизації.uk_UA
dc.description.abstractRU: Диссертация посвящена установлению тенденций развития коммуникационных моделей деятельности библиотек вузов под влиянием информатизации. Характеризуются условия формирования новых моделей коммуникационной деятельности библиотек, особенностью которых является возможность объединения линейной и нелинейной подачи информации. Исследовано, что в процессе эволюции на основе новейших технологических решений линейная (документально-коммуникационный уровень) коммуникационная модель деятельности библиотеки вуза изменяется на интеракционную (информационно-коммуникационный уровень). Эта модель может быть охарактеризована как локальная, «замкнутая» (в пределах отдельного вуза) модель коммуникации с обратной связью. Перемещение взаимодействия пользователей и библиотеки в пространство виртуальных коммуникаций, создание необходимых условий для усиления интеграционных процессов и интеллектуализации деятельности приводят к постепенному изменению интеракционной коммуникационной модели деятельности библиотеки вуза на интеграционную (когнитивно-коммуникационный уровень). Данная модель характеризуется полной интегрированностью в информационно-коммуникационную структуру учебного заведения и всей системы образования и науки. Доказано, что применение коммуникационных моделей деятельности, имеющих нелинейный характер, увеличивает возможность качественных изменений при непрерывной смене параметров функционирования библиотек вузов и информационного пространства образования. Уточнено, что состояние информатизации в библиотеках вузов Украины разделяется на периоды и этапы: 1 — начальный период (этап модернизации); 2 – переходный период (этап инноваций); 3 — период медиатизации (этап трансформации). Обосновано применение определенной коммуникационной модели деятельности библиотеки вуза в разные периоды её информатизации. Обосновано, что библиотеки вузов Украины находятся на разных стадиях информатизации, изменившей их внутреннее состояние и связи с окружающей средой. Большая часть библиотек находится на этапе инноваций, характеризуется интеракционной коммуникационной моделью деятельности. В то же время существует ряд библиотек, уже сегодня демонстрирующих готовность к началу реализации задач этапа трансформаций и переходу к интеграционной коммуникационной модели. Выявлена причинно-следственная связь информатизации и форм организации библиотечной деятельности. Современная библиотека вуза Украины имеет признаки информационного центра, основой деятельности которого является совмещение линейных и нелинейных моделей коммуникации. В то же время медиатизация как высшая форма развития библиотечной информатизации предполагает переход к медиатеке как полному циклу автоматизированного производства и сервиса, полностью интегрированного в информационную структуру вуза и всей системы образования. Обнаруженные системно-интеграционные связи, которые обуславливаются коммуникационным единством библиотек вузов, а также их функциональной зависимостью от других агентов информационно-коммуникационного пространства, позволили применить кластерную теорию в качестве аналитического аппарата для выбора коммуникационных моделей. Определено, что переход от интеракционной к интеграционной коммуникационной модели возможен при условии реализации стратегических направлений: 1 — «Внутренняя самореализация и саморазвитие библиотеки»; 2 — «Интеграционная стратегия»; 3 — «Инновационное управление»; 4 — «Мониторинг изменений»; 5 — «Создание имиджа библиотеки». Их реализация предусматривает выполнение комплекса задач: от модернизации системы управления библиотекой и построения библиотечного портала до развития адвокационной деятельности, краудсорсинга и формирования системы критериального измерения результатов внедрения новой коммуникационной модели.ru_RU
dc.description.abstractEN: The thesis deals with the establishment of progress tendencies of communicative models of higher educational institution libraries’ activity under the influence of informatization. Conditions of forming of new models in libraries’ communicative activity are characterized. The peculiarities of such models consist in possibility of unification of linear and unlinear presenting of information. It is investigated in the process of evolution the linear (documentary and communication level) communication model of higher educational institution libraries’ activity changes to interactive (information and communication level), and further – to integral (cognitive and communicative level). It is proved that the use of unlinear communication models increases the possibility of qualitative changes in the continuous changes of the parameters of the higher educational institution libraries’ activity and information space of education and science. The state is considered and periods of university libraries informatization in Ukraine are specified. The reasonable application of the communication model of a particular library activity in different periods of their informatization is proved.en
dc.description.sponsorshipХарківська державна академія культуриuk_UA
dc.language.isoukrainian-
dc.publisherХарківська державна академія культуриuk_UA
dc.subjectбібліотека ВНЗuk_UA
dc.subjectінформатизаціяuk_UA
dc.subjectкомунікаційні моделі діяльності бібліотекuk_UA
dc.subjectкомунікаційне середовище бібліотекuk_UA
dc.subjectінтеграціяuk_UA
dc.subjectуправлінняuk_UA
dc.subjectбиблиотека вузаru_RU
dc.subjectинформатизацияru_RU
dc.subjectкоммуникационные модели деятельности библиотекru_RU
dc.subjectкоммуникационная среда библиотекru_RU
dc.subjectинтеграцияru_RU
dc.subjectуправлениеru_RU
dc.subjecthigher educational institution libraryen
dc.subjectinformatizationen
dc.subjectcommunicative models of libraries activityen
dc.subjectlibrary communicative spaceen
dc.subjectintegrationen
dc.subjectmanagementen
dc.subjectНТБuk_ua
dc.titleКомунікаційні моделі діяльності бібліотек ВНЗ в умовах інформатизаціїuk_UA
dc.title.alternativeКоммуникационные модели деятельности библиотек вузов в условиях информатизацииru_RU
dc.title.alternativeCommunicative Models of Higher Educational Institution Libraries’ Activity in the Conditions of Informatizationen
dc.typeThesisen
Appears in Collections:Автореферати дисертацій

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
aref_Kolesnikova.pdf248,83 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.