Технология ликвидации разливов нефтепродуктов с превентивным накоплением сорбентов в зоне образования и локализации разлива

Loading...
Thumbnail Image
Date
2012
Journal Title
Journal ISSN
Volume Title
Publisher
Днепропетровский национальный университет железнодорожного транспорта имени академика В. Лазаряна, Дніпропетровськ
Abstract
RU: Введение: Одним из аспектов устойчивого развития железнодорожного транспорта является проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации аварийных разливов опасных грузов. Наибольшую опасность представляют аварии при перевозке нефтепродуктов, которые сопровождаются значительным загрязнением всех объектов окружающей среды. Изучение и разработка технологий локализации и ликвидации подобных аварий является важной задачей экологической безопасности, актуальной в современных условиях развития железнодорожного транспорта. Цель работы – повышение эффективности традиционных методов ликвидации разливов нефтепродуктов и разработка новых технологий, адаптированных к условиям железнодорожного транспорта Украины. Методы: Для достижения целей исследования использованы методы анализа материальных потоков, характерных для мест возникновения и локализации разлива нефтепродуктов на железнодорожном транспорте. Результаты: Анализ традиционных технологических схем локализации и ликвидации разливов нефтепродуктов показал, что своевременная доставка сорбентов нефтепродуктов и специальной техники в зону локализации разлива является наиболее сложной задачей. Общую эффективность проведения ликвидационных мероприятий определяет время от начала контакта опасного груза с объектами окружающей среды до их поглощения на поверхности сорбентов. Разработана технологическая схема ликвидации разлива нефтепродуктов, которая обеспечивают постоянный и оперативный доступ к сорбентам нефтепродуктов в зоне локализации разлива. Предложено оборудование, которое позволяет перевозить сорбенты в виде сорбционных бонов непосредственно на цистерне для перевозки нефтепродуктов. Выводы: Превентивное накопление сорбентов нефтепродуктов в зоне локализации разлива обеспечивает организационную и эксплуатационную простоту всех этапов ликвидационных мероприятий. Технико-экономический расчет показывает, что предложенная технология является эффективной, технически реализуемой и экономически конкурентоспособной.
UK: Вступ: Одним з аспектів стійкого розвитку залізничного транспорту є впровадження заходів щодо попередження та ліквідації аварійних розливів небезпечних вантажів. Найбільшу небезпеку мають аварії при транспортуванні нафтопродуктів, які супроводжуються значним забрудненням усіх об’єктів довкілля. Вивчення та розробка технологій локалізації та ліквідації подібних аварій є важливим завданням екологічної безпеки, актуальним з урахуванням сучасних умов розвитку залізничного транспорту. Мета роботи: збільшення ефективності традиційних методів ліквідації розливів нафтопродуктів та розробка нових технологій, що адаптовані до умов залізниць України. Методи: Для досягнення поставленої мети використовуються методи аналізу матеріальних потоків, які характерні для місць виникнення та локалізації розливів нафтопродуктів на залізничному транспорті. Результати: Аналіз традиційних технологічних схем локалізації та ліквідації розливів нафтопродуктів доводить, що своєчасна доставка сорбентів нафтопродуктів та спеціальної техніки в зону локалізації розливу є найбільш складним завданням. Загальну ефективність виконання ліквідаційних заходів визначає час від початку контакту небезпечного вантажу з об’єктами навколишнього середовища до їхнього поглинання на поверхні сорбентів. Розроблено технологічну схему ліквідації розливу нафтопродуктів, яка забезпечує постійний та оперативний доступ до сорбентів нафтопродуктів у зоні локалізації розливу. Запропоновано конструкції обладнання, яке забезпечує транспортування сорбентів у вигляді сорбційних бонів безпосередньо на цистерні для перевезення нафтопродуктів. Висновки: превентивне накопичення сорбентів нафтопроудктів в зоні локалізації розливу забезпечує організаційну та експлуатаційну простоту усіх етапів ліквідаційних заходів. Техніко-економічні розрахунки доводять, що запропонована технологія є ефективною, економічно конкурентноздатною та придатна для технічної реалізації.
EN: Introduction: The implementation of measures for the prevention and spill of dangerous goods is an important aspect of sustainable development of railway transport. oil spills accident are the most dangerous. They are accompanied by significant pollution of all environmental objects. Studying and development of oil localization and clean-up technologies of such accidents is an important problem of environmental protection to modern conditions of railway transport development. The purpose: to improve the effectiveness of traditional methods of oil spill elimination and the development of new clean-up technologies adapted to the real conditions of the railway transport of Ukraine. Methods: To achieve the research purposes was used analysis of material flows, typical for places emergence and localization of the oil spill on the railways. Results: Analysis of standard technological scheme for the oil spills eliminations has shown that the most difficult task of effective clean-up surfaces is the timely delivery of oil sorbents and special equipment to the area spill containment. The general effectiveness of the elimination activities specifies the time from the beginning contact of dangerous goods with environmental objects to the absorption it into the structure of sorbent . Us was developed the technological scheme of oil spill elimination. This scheme provide a permanent and fast access to the sorbents into the oil spill localization area. It was proposed to device that allows you to transport the sorbent into sorption booms directly on the tank for transportation of petroleum products. Conclusions: Preventative accumulation of sorbents to the oil spill elimination into the localization area provides the organizational and operational simplicity of all stages of clean-up technology. Technical and economic assessment shows that the proposed technology is effective, technologically feasible and economically competitive.
Description
М. Сорока: ORCID 0000-0002-0558-6077
Keywords
нефтепродукты, разлив, эмиссия, локализация, ликвидация, сорбент, цистерна, накопление, железнодорожный транспорт, экологическая безопасность, нафтопродукти, розлив, емісія, локалізація, ліквідація, сорбент, цистерна, накопичення, залізничний транспорт, екологічна безпека, oil, petroleum, spill, emission, localization, elimination, clean-up, sorbent, rail tank, accumulation, railway transport, environmental protection, КХІЕ
Citation
Сорока, М. Л. Технология ликвидации разливов нефтепродуктов с превентивным накоплением сорбентов в зоне образования и локализации разлива / М. Л. Сорока, Л. А. Ярышкина // Вісн. Дніпропетр. нац. ун-ту залізн. трансп. ім. акад. В. Лазаряна. – Дніпропетровськ, 2012. – Вип. 42. – С. 45–55. – DOI: 10.15802/stp2012/9275.