О началах древнегреческой философии: П. Адо и Ф. Ницше

Loading...
Thumbnail Image
Date
2018
Journal Title
Journal ISSN
Volume Title
Publisher
Дніпровський національний університет імені Олеся Гончара, м. Дніпро
Abstract
RU: Статья представляет собой попытку осмысления концепции природы, представленной в творчестве Пьера Адо. Основное внимание уделено раскрытию сущности двух основных начал в европейской культуре – «прометеевского» и «орфеевского». Данные начала противостоят у Адо как научно-техническое и созерцательно-эстетическое понимание природы. Методология. Для раскрытия особенностей понимания данной проблемы Пьером Адо используется компаративный метод и концепция французского мыслителя сопоставляется с ницшеанской концепцией о наличии «дионисийского» и «аполлонического» начал в культуре Античности. В результате исследования показано, что осмысление оснований античной культуры у Ф. Ницше и П. Адо исходит из единого представления о противостоянии в культуре эстетического и рационального начал и доминировании в последующей европейской культуре именно рационалистической традиции. Оба мыслителя считают такой подход противоположным самой сущности природы. Но, в то же время, принципиальным моментом, в котором Ницше и Адо расходятся, является общая оценка человеческого разума. Ницше – радикально негативно настроен к разумности, в то время как Пьер Адо именно созерцательную рациональность считает одной из адекватных форм человеческого отношения к природе.
UK: Мета дослідження. Стаття є спробою осмислення концепції природи, представленої в творчості Пьера Адо. Основна увага приділена розкриттю суті двох основних начал в європейській культурі - «прометеївського» і «орфеївського». Дані начала протистоять у Адо як науково-технічне і споглядально-естетичне розуміння природи. Методологія. Для розкриття особливостей розуміння зазначеної проблеми Пьером Адо використовується компаративний метод і концепція французького мислителя зіставляється з ніцшеанською концепцією про наявність «діонісійського» і «аполонійського» начал в культурі Античності. В результаті дослідження показано, що осмислення підвалин античної культури у Ф. Ніцше і П. Адо починають з єдиного уявлення про протистояння в культурі естетичного і раціонального начал і визнання домінування в подальшій європейській культурі саме раціоналістичної традиції. Обидва мислителі вважають такий підхід протилежним до самої суті природи. Але, в той же час, принциповим моментом, в якому Ніцше і Адо розходяться, є загальна оцінка людського розуму. Ніцше - радикально негативно налаштований до розумності, тоді як Пьер Адо саме споглядальну раціональність вважає однією з адекватних форм людського відношення до природи.
EN: The purpose of the article is an attempt to comprehend the concept of nature, presented in the works of Pierre Ado. The main attention is paid to revealing the essence of two main principles in European culture – «Prometheus» and «Orphan». Data begins to confront Ado as a scientific, technical and contemplative-aesthetic understanding of nature. Methodology. To reveal the peculiarities of understanding this problem, Pierre Ado uses a comparative method and the concept of a French thinker is compared with the Nietzschean concept of the presence of the «Dionysian» and «Apollonical» principles in the culture of Antiquity. As a result of the study, it is shown that the understanding of the foundations of ancient culture in F. Nietzsche and P. Ado begins with a single idea of confrontation in the culture of aesthetic and rational principles and recognition of the domination in the further European culture is precisely rationalist tradition. Both thinkers consider such an approach to the very nature of nature. But, at the same time, the fundamental point in which Nietzsche and Ado diverge is the general assessment of the human mind. Nietzsche is radically negatively minded, while Pierre Ado sees contemplative rationality as one of the adequate forms of human attitude toward nature.
Description
Д. Снитько: ORCID 0000-0001-7417-7958
Keywords
Пьер Адо, Фридрих Ницше, природа, человек, «орфеевское», «прометеевское», «дионисийское», «аполлоническое», Пьєр Адо, Фрідріх Ніцше, людина, «прометеївське» і «орфеївське», «діонісійське» і «аполонійське», Pierre Hadot, Friedrich Nietzsche, nature, man, «Prometheus» and «Orphic», «Dionysian» and «Apollonian», КФС
Citation
Снитько, Д. Ю. О началах древнегреческой философии: П. Адо И Ф. Ницше / Д. Ю. Снитько // Філософія та політологія в контексті сучасної культури. – 2018. – T. 10, № 1/2 (22). – С. 62–69. – DOI: 10.15421/351808.