Випуск 13 (ТСТП)

Permanent URI for this collection

Browse

Recent Submissions

Now showing 1 - 8 of 8
  • Item
    Задача рационального использования сети железных дорог
    (Дніпропетровський національний університет залізничного транспорту ім. академіка В. Лазаряна, Дніпро, 2017) Папахов, Александр Юрьевич; Логвинова, Наталья Александровна; Матвиенко, К. В.
    RUS: Целью данной работы является разработка математических моделей и вычислительных методов рационального распределения пассажирских и грузовых поездов на сети железных дорог на основании векторной оптимизации с целью удовлетворения спроса пассажиров и грузоотправителей в зависимости от поездо-км пробега, времени движения поездов, механической работы по их перемещению. Основной задачей исследования является рациональное распределение размеров пассажирских и грузовых поездов на сети железных дорог на основании векторной оптимизации с целью удовлетворения спроса пассажиров и грузоотправителей в зависимости от поездо-км пробега, времени движения поездов, механической работы по их перемещению. Объектом исследования выступает сеть железнодорожного полигона с вершинами на технических станциях. Предметом исследования является распределение пассажирских и грузовых поездов на железнодорожной сети с учетом ограничений по перерабатывающей способности технических станций и пропускной способности перегонов. Научная новизна заключается в предложении нового метода рационального распределения пассажирских и грузовых поездов на сети железных дорог на основании векторной оптимизации. Получены необходимые условия для решения задачи рационального распределения размеров пассажирских и грузовых поездов на сети железных дорог. Практическая значимость. В результате предложенного подхода разработан экономико-математический вариант рационального распределения пассажирских и грузовых поездов на сети железных дорог на основании векторной оптимизации с целью удовлетворения спроса пассажиров и грузоотправителей в зависимости от поездо-км пробега, времени движения поездов, механической работы по их перемещению.
  • Item
    Екологічна складова в перспективах розвитку міжнародних транспортних шляхів України
    (Дніпропетровський національний університет залізничного транспорту імені академіка В. Лазаряна, Дніпро, 2017) Никифорова, Олена Анатоліївна; Сидоренко, Ганна Григорівна
    UK: Стаття присвячена екологічній проблематиці формування міжнародних транспортних коридорів на сучасному етапі – відображенню питань екологізації та безпеки в планах розвитку транспортної галузі. Міжнародний транзит як стратегічна функція міжнародних транспортних засобів і своєрідна форма експорту транспортних послуг має особливе значення для України. Пріоритетним напрямом є розвиток міжнародних господарських зв'язків між країнами Європи та Азії, що мають тенденцію подальшого зростання. Комплексний аналіз даної проблематики в рамках цього дослідження дозволив визначити можливості посилення екологічної компоненти транзитного потенціалу. Авторами запропонована модель процесу посилення екологічної компоненти транспортної галузі нашої країни. Модель містить основні міжнародні детермінанти, сфери реалізації, проблеми стану, орієнтири для визначення цілей і стратегічні напрямки екологізації, необхідні заходи для посилення екологічної компоненти транзитного потенціалу України. Актуалізована необхідність створення наземних транспортних коридорів.
  • Item
    Моделирование эффективной системы диагностирования тягового электродвигателя с учетом выбора вариантов комплектации его элементов
    (Дніпропетровський національний університет залізничного транспорту ім. академіка В. Лазаряна, Дніпро, 2017) Лагута, Василий Васильевич; Сердюк, Татьяна Николаевна
    RU: Цель. Целью исследования является моделирование параметров системы диагностирования тяговых электродвигателей локомотивов для обеспечения заданного уровня надежности. Методика. Исследования выполнены на основе процедуры многокритериальной оптимизации, методов теории надежности и теории восстановления. Результаты. В статье представлена процедура многокритериальной оптимизации системы диагностики тягового электродвигателя, учитывающая несколько показателей качества: количество моментов диагностирования, среднюю наработку на отказ. Дан метод построения моментов диагностирования компонент тягового электродвигателя с дальнейшим определением рациональных объемов диагностирования и определения соответствующих результирующих моментов диагностирования двигателя как единой системы. Моменты диагностирования выбираются так, чтобы вероятности отказов компонентов не опускались ниже наперед заданной величины. Научная новизна. Предложен новый метод построения рациональной системы диагностирования тягового электродвигателя на множестве Парето критериев: минимум количества выполнения диагностик, максимум средней наработки на отказ. Практическая значимость. Исследования выполнены в соответствии с «Государственной программой стратегического развития железных дорог Украины», подготовленной Государственным научно-исследовательским центром железнодорожного транспорта Украины совместно со специалистами Укрзализныци, и Программой обновления тягового подвижного состава железных дорог на период до 2020 года. Необходимое качество системы диагностирования следует определять совместно с объектом диагностики, учитывая требования, предъявляемые к последнему. Система диагностирования технического объекта зависит от технологии производства и технологии восстановления применяемых компонент, что дает возможность выбирать исполнителя проведения восстановительных работ или производителя компонентов объекта, и в дальнейшем перейти от планово-предупредительной технологии обслуживания к обслуживанию по состоянию объекта.
  • Item
    Анализ развития пассажирского железнодорожного комплекса в странах ЕЭП
    (Дніпропетровський національний університет залізничного транспорту ім. академіка В. Лазаряна, Дніпро, 2017) Коробьева, Руслана Геннадиевна
    RUS: Цель. Целью работы является исследование влияния процессов реформирования рынка транспортных услуг на условия организации пассажирских железнодорожных перевозок в странах Единого экономического пространства. Методика. Исследования выполнены на основании анализа литературных источников и отчетных данных о пассажирских перевозках в странах ЕЭП. Результаты. Анализ условий работы железных дорог стран-участниц ЕЭП показал, что в них отсутствует единая модель реформирования железнодорожного транспорта. Для Беларуси характерно сохранение рынка железнодорожных перевозок в монопольном состоянии и перекрестное субсидирование пассажирских перевозок за счет грузовых, в то время как реформирование железнодорожной отрасли в Российской Федерации и Республике Казахстан направлено на выделение функций управления железнодорожной инфраструктурой в монопольный сектор рынка и создание рыночной среды для пассажирских компаний. Анализ научных трудов по вопросам совершенствования организации пассажирских перевозок показывает, что данные проблемы в государствах ЕЭП решаются преимущественно традиционными методами. Доля независимых железнодорожных перевозчиков пассажиров на транспортном рынке в странах ЕЭП остается незначительной и их появление не оказало существенного влияния на принципы организации пассажирских перевозок.
  • Item
    Моделирование работы парка прибытия железнодорожной станции
    (Дніпропетровський національний університет залізничного транспорту ім. академіка В. Лазаряна, Дніпро, 2017) Горбова, Александра Викторовна
    RUS: Цель. Имитационное моделирование работы станции является одним из основных методов изучения ее работы, позволяющее получить качественные и количественные показатели станции и оценить эффективность ее функционирования. Возникшая задача повлекла исследование и разработку метода моделирования парка прибытия железнодорожных станций с помощью конечных автоматов разных типов, что и является целью данной статьи. Методика. Для описания работы станции в статье применяется расширенный вариант диаграмм Харела, предназначенных для описания конечного автомата. В качестве методов исследования используются методы объектно-ориентированного проектирования, конечных автоматов и теории систем массового обслуживания. Графическое представление технологического процесса реализовано с помощью унифицированного языка моделирования UML. Представление технологического процесса железнодорожной станции реализовано в виде диаграмм состояний и действий программного комплекса IBM Rational Rose. Диаграммы описывают иерархическую организацию конечных автоматов, а также последовательности работ различной степени детализации. Результаты. Предложенная методика позволит с помощью диаграмм Харела строить имитационные модели железнодорожных станций. Ценность предложенного метода состоит в том, что модель представляет собой иерархически организованную совокупность взаимодействующих конечных автоматов, при этом сложная модель на каждом уровне иерархии сохраняет простую и обозримую структуру. Сигналы о начале и окончании работ, которые генерируют при переходе между состояниями, позволяют синхронизовать работу модели, а использование действий при описании состояний и сигналов (расширение, предоставляемое языком UML) позволяет использовать внешние алгоритмы там, где конечно-автоматный формализм становится неудобен. В качестве примеров приведены конечные автоматы, моделирующие работу приёмо-отправочного парка железнодорожной станции. Описанная методология реализована средствами языка UML, что существенно облегчает представление и восприятие модели станции. Научная новизна. Впервые предложено применение иерархических конечных автоматов к моделированию работы станции. Иерархическое представление позволяет моделировать работу станции методом перехода от общего к частному, избежав ошибок при моделировании и получив более достоверные эксплуатационные показатели работы станции. Практическая значимость. Модель железнодорожной станции предназначена для решения задач оперативного планирования и оптимизации работы станции. Кроме этого, предложенный метод позволит упростить графическое представление станции при моделировании технологических процессов.
  • Item
    Анализ системы хранения украинского зерна
    (Дніпропетровський національний університет залізничного транспорту ім. академіка В. Лазаряна, Дніпро, 2017) Вернигора, Роман Витальевич; Рустамов, Рустам Ш.
    RUS: Цель. Анализ современного состояния и проблем функционирования системы хранения украинского зерна, как важного элемента логистической цепи его доставки в морские порты для экспорта. Поиск путей повышения эффективности железнодорожных перевозок зерна от линейных элеваторов в порты с точки зрения снижения логистических затрат. Основной материал. В течение нескольких последних лет Украина уверенно занимает лидирующие позиции как один из крупнейших производителей и экспортеров зерна. В сезоне 2016-2017 Украина экспортировала 44 млн т зерна, заняв 2-ю позицию в мире. Важной составляющей логистической цепи поставки зерна на экспорт является система его хранения в районах производства и перевалки. В настоящее время в Украине насчитывается более 1 000 линейных элеваторов и около 30 портовых терминалов с общим объемом единовременного хранения 48 млн т. Среди регионов, наиболее обеспеченных элеваторными мощностями, Полтавская, Одесская и Кировоградская области. Средняя обеспеченность элеваторами по Украине – 64 %. Мощность портовых терминалов по перевалке зерна составляет 60 млн т. Средняя стоимость обработки зерна на линейных элеваторах 8…15 USD/т. Потери украинских производителей зерна из-за неэффективной логистики составляют 20 USD/т. Основным перевозчиком зерновых грузов в Украине является железнодорожный транспорт. Основными проблемами железнодорожных перевозок зерна являются: недостаточная пропускная способность железнодорожной инфраструктуры в портах и на припортовых участках, дефицит и изношенность парка зерновозов, неэффективная организация логистики. Перспективным направлением совершенствования логистики железнодорожных перевозок зерновых грузов является отправительская маршрутизация. Организация такой технологии требует развития элеваторной инфраструктуры для концентрации погрузки зерновых маршрутов на узловых элеваторах. Выводы. Наличная элеваторная инфраструктура обеспечивает существующие объемы производства и экспорта украинского зерна. Внедрение маршрутизации перевозки зерна требует совместных действий, как инвесторов в области развития элеваторной инфраструктуры, так и государства в сфере либерализации тарифной политики на железнодорожные перевозки.
  • Item
    Аналіз нерівномірності обсягів роботи локомотивних бригад у вантажному русі
    (Дніпропетровський національний університет залізничного транспорту ім. академіка В. Лазаряна, Дніпро, 2017) Березовий, Микола Іванович; Гримак, Юрій Р.
    UKR: Підвищення конкурентоспроможності залізничного транспорту при перевезенні вантажів може бути досягнуто шляхом скорочення терміну доставки вантажу, надання більш якісних послуг, зменшення неякісних та несхоронних перевезень та зниження експлуатаційних витрат. Ефективність вантажних перевезень на залізницях залежить зокрема від комплексної системи організації вагонопотоків, тяги поїздів та праці і відпочинку локомотивних бригад. У статті на підставі «Звіту про доходи та витрати за видами економічної діяльності та видами перевезень за фактичними показниками» проаналізовано структуру витрат, що віднесена на локомотивну складову у тарифі на перевезення вантажів та встановлено вагу таких складових витрат як оплата праці разом з єдиним соціальним податком, матеріали, паливо та електроенергія, амортизація та інші. Висвітлення найшли проблемні питання підвищення ефективності організації експлуатації локомотивів та локомотивних бригад такі як знос та дефіцит локомотивів і нерівномірність обсягів перевезень, що впливає на списків штат локомотивних бригад депо у вантажному русі. На підставі звітних даних роботи локомотивних депо Нижньодніпровськ-Вузол, Львів-Захід та Одеса-Сортувальна було проаналізовано обсяги роботи локомотивних бригад у вантажному поїзному русі. Для депо Нижньодніпровськ-Вузол помісячні обсяги робіт проаналізовано за останні три роки і встановлено динаміку їх зміни за розглянутий період та на протязі одного року. Аналогічні дослідження виконано для депо Одеса-Сортувальна на підставі звітних даних за 2016 рік. Для депо Львів-Захід виконано аналіз помісячних обсягів роботи за 2016 рік для однієї з дільниць Львівської залізниці та проаналізовано коливання добових обсягів роботи депо на протязі двох місяців року з характерними сумарними максимальними та мінімальними обсягами роботи. Для депо Нижньодніпровськ-Вузол виконано аналіз відхилень фактичного виробітку локомотивних бригад у вантажному русі від нормативних значень за 2016 рік.
  • Item
    Оптимизация распределения сортировочных путей между регулировщиками скорости вагонов
    (Дніпропетровський національний університет залізничного транспорту ім. академіка В. Лазаряна, Дніпро, 2017) Козаченко, Дмитрий Николаевич; Бобровский, Владимир Ильич; Гревцов, Сергей Вениаминович
    RUS: Цель. Целью данной работы является повышение эффективности сортировочного процесса на сортировочных горках с немеханизированными парковыми тормозными позициями путем оптимизации распределения сортировочных путей между регулировщиками скорости вагонов. Методика. Исследования выполнены с использованием методов моделирования горочных процессов и метода ветвей и границ. Результаты. На железных дорогах Украины 87 % сортировочных горок имеют немеханизированные тормозные позиции. Характерной особенностью работы таких горок является появление дополнительных требований к интервальному регулированию скорости скатывания отцепов для обеспечения возможности их последовательного торможения регулировщиком, который обслуживает несколько сортировочных путей. В этой связи актуальной является задача поиска такого распределения сортировочных путей между регулировщиками скорости вагонов, которое обеспечивает минимальную продолжительность роспуска. В общем случае число возможных вариантов решения данной задачи является ограниченным, но может быть весьма большим. Поэтому исследование посвящено поиску правил, которые позволяют исключать из анализа заведомо нерациональные варианты. Научная новизна. В результате выполненных исследований разработан формальный метод оптимизации распределения сортировочных путей между регулировщиками скорости вагонов. Практическая значимость. Результаты выполненных исследований могут быть использованы в оперативной работе железнодорожных станций для решения задачи автоматизированной выдачи рекомендаций по организации роспуска на немеханизированных сортировочных горках, а также при решении задач нормирования числа регулировщиков скорости вагонов на них.