Економічна ефективність високошвидкісних пасажирських залізничних перевезень в Україні

Loading...
Thumbnail Image
Date
2014
Journal Title
Journal ISSN
Volume Title
Publisher
Дніпропетровський національний університет залізничного транспорту імені академіка В. Лазаряна
Abstract
UK: Дисертація присвячена вирішенню наукового завдання, що полягає в розробці теоретичних, методичних та практичних підходів до визначення економічної ефективності пасажирських високошвидкісних перевезень в Україні з урахуванням усіх можливих факторів, які впливають на їх конкурентоспроможність на ринку транспортних послуг. У дисертаційній роботі досліджено розвиток швидкісного та високошвидкісного пасажирського залізничного руху в країнах світу, зроблено аналіз науково-дослідних робіт та наукових праць щодо розвитку швидкісного та високошвидкісного руху в Україні, обґрунтовано необхідність впровадження високошвидкісного руху в Україні. Визначено місце швидкісного та високошвидкісного руху на ринку транспортних послуг, виконано аналіз пасажирських швидкісних перевезень в Україні, досліджено основні фактори, що впливають на підвищення мобільності населення та швидкості його подорожі, запропоновані принципи оптимізації швидкісних пасажирських залізничних перевезень та підвищення їх ефективності. Визначено раціональні швидкості руху та зони курсування пасажирських поїздів, розроблено принципи залежності попиту на перевезення від швидкості руху пасажирських поїздів, розроблені методичні підходи до визначення ефективності будівництва та експлуатації швидкісних та високошвидкісних магістралей, удосконалена методика визначення економічної ефективності будівництва та експлуатації високошвидкісних магістралей в Україні.
RU: Диссертация посвящена решению научной задачи, которое состоит в разработке теоретических, методических и практических подходов к определению экономической эффективности пассажирских высокоскоростных перевозок в Украине с учетом всех возможных факторов, которые влияют на их конкурентоспособность на рынке транспортных услуг. Изучена проблема, касающаяся вопроса повышения скорости движения пассажирских поездов. Для этого были проведены исследования по усовершенствованию теоретического термина «скорость движения пассажирских поездов» с позиций категорий «конкурентоспособность», «эффективность» и «время активной жизни». В результате было предложено такое терминологическое понятие: скорость движения пассажирских поездов – это категория (качество услуги), которая позитивно влияет на время активной жизни пассажира и существенно повышает конкурентоспособность и эффективность функционирования пассажирского железнодорожного транспорта. Современный рынок пассажирских транспортных услуг требует значительного повышения скоростей движения, потому что оптимальное время поездки для пассажира в Украине составляет не больше 6 часов. При этом путешествие должно быть комфортным и не очень дорогим. Однако современные скоростные пассажирские перевозки не соответствуют международным требованиям и зачастую на некоторых маршрутах начали проигрывать автомобильному и авиационному видам транспорта. Для отвоевания скоростными железнодорожными поездами на рынке пассажирских транспортных услуг своей ниши необходимо: 1.Снизить время движения скоростного поезда до 5-6 часов, что соответствует комфортным условиям поездки. 2.Реконструировать железнодорожную инфраструктуру для движения поездов со скоростями до 200 км/час. 3. Расширить сеть скоростных поездов для включения в нее основных областных центров и больших городов. 4.Оптимизировать величину тарифов в целях привлечения дополнительных пассажиров на скоростные поезда. Для дальнейшего повышения конкурентоспособности железнодорожных пассажирских перевозок на рынке транспортных услуг и вытеснения на некоторых направлениях авиационного транспорта в Украине необходимо построить изолированную высокоскоростную магистраль. Для этого следует: 1.Запроектировать и построить развитую сеть высокоскоростного движения пассажирских поездов со скоростями 250-300 км/час. 2.Обеспечить на вокзалах и в высокоскоростных поездах необходимый комфорт для пассажиров, удобные условия поездки, безопасность движения и время движения поездов не более 5-6 часов. 3. Включить украинскую высокоскоростную сеть в евразийскую транспортную систему для возможности поездки со средними скоростями не менее 300-450 км/час. 4.Привлечь для строительства высокоскоростной магистрали частный капитал. Однако решение этой проблемы осложняется, с одной стороны, политическими, экономическими, социальными, техническими и даже международными факторами, а с другой – спросом на высокоскоростные перевозки, обеднением населения, ошибочной тарифной политикой Укрзализныци и задержкой реализации реформ на железнодорожном транспорте. Кроме того, до сих пор окончательно не определено влияние скорости движения поездов на спрос на пассажирские высокоскоростные перевозки в Украине. Для решения указанной проблемы в работе предложены: • усовершенствованный методический подход, который позволяет рассчитать реальную часть затрат инфраструктуры, которую следует относить на скоростные и высокоскоростные перевозки; • новая методика определения рентабельности скоростных поездов на отдельных направлениях движения; • методический подход для определения рациональных зон движения скоростных и высокоскоростных поездов; • расширенная классификация основных факторов, которые содействуют повышению мобильности населения в Украине, включающая дополнительные рыночные и демографические факторы; • усовершенствованные методы оценки средней стоимости поездки в пассажирских поездах в зависимости от скорости их движения; • новые принципы расчета перспективного количества пассажиров по высокоскоростной магистрали с учетом транзитного потока пассажиров через Украину; • усовершенствованный методический подход определения экономической эффективности строительства и эксплуатации высокоскоростной магистрали. Внедрение перечисленных научных положений позволит Укрзализныце и правительству Украины окончательно определиться с приоритетным развитием скоростного и высокоскоростного движения.
EN: The thesis concentrates on developing of new theoretical, methodical and practical approaches to economic efficiency determination of the high-speed passenger traffic in Ukraine taking into consideration all possible factors which affect its competitiveness on the transport market. The thesis examines the development of high-speed passenger rail traffic in the world, analyses the research and scientific works on the high-speed traffic development in Ukraine and substantiates the necessity of the high-speed railway traffic introduction in Ukraine. The author has defined the place of high-speed traffic on the transport market, has analyzed the high-speed passenger traffic and has explored the main factors influencing the population mobility and the traveling speed. Also the optimization principles of the high-speed passenger traffic and improving their efficiency were offered in the thesis. Rational passenger train speeds and zones of their traffic were determined, principles of the passenger traffic demand dependence on passenger traffic speeds and methodological approaches to determine the effectiveness of the construction and op-eration of high-speed highways were developed. The method of economic efficiency determination of constructing and operating high-speed highways was improved in the thesis.
Description
Захист - 26 вересня 2014 р., Дніпропетровський національний університет залізничного транспорту імені академіка В. Лазаряна
Keywords
швидкісний та високошвидкісний рух пасажирських поїздів, інфраструктура, рухомий склад, зона курсування, рентабельність, збитковість, вартість перевезень, тарифи, скоростное и высокоскоростное движение пассажирских поездов, инфраструктура, подвижной состав, зона обращения, рентабельность, убыточность, стоимость перевозок, тарифы, high-speed passenger traffic, infrastructure, rolling stock, traffic zone, profitability, unprofitability, traffic cost, tariffs, КОАІВ
Citation
Момот А. В. Економічна ефективність високошвидкісних пасажирських залізничних перевезень в Україні : автореф. дис. ... канд. екон. наук : 08.00.04. Дніпропетровськ, 2014. 23 с.