Наукове обґрунтування відновлення деталей шаруватими покриттями при ремонті рухомого складу залізниць

Loading...
Thumbnail Image
Date
2012
Journal Title
Journal ISSN
Volume Title
Publisher
Дніпропетровський національний університет залізничного транспорту імені академіка В. Лазаряна
Abstract
UKR: Дисертаційна робота присвячена вирішенню наукової проблеми підвищення ресурсу та надійності експлуатації залізничного рухомого складу при ремонті. По-ставлена та розв’язана задача зі встановлення зв’язків між параметрами технологі-чних процесів відновлення деталей рухомого складу залізниці, структурою та вла-стивостями шаруватих покриттів. Розроблена та представлена в дисертаційній роботі математична модель із визначення раціональних параметрів відновлювального шаруватого покриття деталей рухомого складу при ремонті, яка дозволяє підприємству встановлюва-ти раціональні режими та технологію відновлення зношених деталей з враху-ванням вартісних показників процесу. Використовуючи інструменти векторної оптимізації, запропонований алгоритм оцінки якості відновлення деталей рухомого складу за декількома показниками. Роз-роблено рекомендації відносно вибору режимів, технології і техніки відновлен-ня зношених деталей рухомого складу шаруватими покриттями, що забезпечу-ють високу якість і надійність експлуатації обраних деталей. Запропонована методика оцінки надійності роботи деталей, відновлених шару-ватими покриттями, яка дозволяє визначати імовірність безвідмовної роботи цих деталі з врахуванням зносу матеріалу шарів, як випадкової величини.
RUS: Диссертация посвящена решению научной проблемы повышения ресурса и надежности эксплуатации железнодорожного подвижного состава при ремонте. Ремонтное производство является важным звеном обеспечения эффективного функционирования подвижного состава, но при этом требует значительных финансовых затрат. Учитывая, что ремонтное производство существенно влияет на экономические показатели работы подвижного состава, в диссертационной работе была поставлена задача – разработать или усовершенствовать технологии восстановления на основе наиболее распространенных в ремонтном производстве железной дороги, а именно наплавки, газотермического напыления и электролитических методов. То есть, согласно идеологии работы необходимо обеспечить максимально возможную надежность и определенный ресурс деталей подвижного состава при минимальных затратах. Среди деталей механической части подвижного состава на основе анализа условий эксплуатации, степени износа, количества элементов и стоимостных показателей выделены типичные по взаимодействию группы деталей и исследованы механизмы изнашивания контактных поверхностей. Для выделенных деталей установлены закономерности изменения параметров состояния в процессе эксплуатации. Поставлена и решена задача по установлению связей между параметрами технологических процессов восстановления деталей подвижного состава желе-зной дороги, структурой и свойствами слоистых покрытий. В работе показано, что регулируя параметры технологического процесса нанесения покрытий, можно получать слои с заданными (ожидаемыми) свойствами. Установлено, что для получения композиционного слоистого покрытия методами наплавки и газотермического напыления наиболее целесообразно использовать различные материалы, комбинируя их в зависимости от потребностей ремонтного производства. Получение слоистости покрытий электролитическими методами наиболее целесообразно путем изменения электрических режимов источника питания и в меньшей степени, комбинируя слои, полученные в различных электролитах, из различных материалов. Отмечено, что слоистое покрытие можно представить в виде реологической модели, что позволяет применять реологические модели при исследовании износа контактирующих тел, а также использовать предложенные способы для измерения реологических свойств тел (слоев) восстановленных деталей. Разработана и представлена в диссертационной работе математическая модель по определению рациональных параметров восстанавливающего слоистого покрытия деталей подвижного состава при ремонте, которая позволяет пред-приятию устанавливать рациональные режимы и технологию восстановления изношенных деталей с учетом стоимостных показателей процесса. Установлено влияние вариации толщины слоев и их механических свойств на срок службы. Показано, что в зависимости от поставленных задач, используя разработанные модели, можно подбирать слои таким образом, чтобы восстановленная деталь работала установленный срок (пробег) при минимально возможных при этом затратах. Используя инструменты векторной оптимизации, предложен алгоритм оценки качества восстановления деталей подвижного состава по нескольким показателям. Разработан алгоритм проведения расчетов при заданных начальных условиях, что позволяет спрогнозировать ресурс и стоимость нанесенного покрытия без проведения дополнительных, нередко, дорогих испытаний. Разработаны рекомендации относительно выбора режимов, технологии и техники восстановления изношенных деталей подвижного состава слоистыми покрытиями, обеспечивающими высокое качество и надежность эксплуатации выбранных деталей. Предложена методика оценки надежности работы деталей, восстановленных слоистыми покрытиями, которая позволяет определять вероятность безотказной работы этих деталей с учетом износа материала слоев, как случайной величины.
ENG: The thesis is devoted to solving the scientific problem of increasing the service life and reliability of operation of rolling stock during its repair. The problem of determining the relations between the parameters of technological processes for recovery of railway rolling stock parts, the structure and the properties of layered coatings is formulated and solved. It is shown in the thesis that by adjusting the parameters of the coating technological process of depositing the layers can be obtained with the specified (anticipated) properties. A mathematical model to determine the rational parameters of recovering layered coating of the rolling stock parts during a repair, which enables the company to set rational modes and technology of recovering the worn taking into account the cost indices of the process is developed and presented in the thesis. Using the vector optimization instruments, an algorithm for assessment of the quality of recovering the rolling stock parts in several indices is suggested. The recommendations on the choice of modes, technologies and techniques of recovering the worn rolling stock parts by the layered coatings ensuring the high quality and reliability of operation of parts selected are developed. The procedure for estimating the reliability of parts recovered by layered coatings, which allows determining the probability of failure-proof operation of these parts taking into account the wear of material of the layers as a random value, is suggested.
Description
В. Артемчук: ORCID 0000-0002-6056-5834
Захист – 22 листопада 2012 р., Дніпропетровський національний університет залізничного транспорту імені академіка В. Лазаряна
Keywords
надійність, рухомий склад, технологія ремонту, відновлення деталей, технологічний процес, наплавлення, газотермічне напилення, електролітичні методи, знос, зносостійкість, шаруваті покриття, надежность, подвижной состав, технология ремонта, восстановление деталей, технологический процесс, наплавка, газотермическое напыление, электролитические методы, износ, износостойкость, слоистые покрытия, reliability, rolling stock, repair technology, restoration of parts, technological process, surfacing, gas thermal spraying, electrolytic methods, wear, abrasion resistance, layered coatings, КЕРС
Citation
Артемчук В. В. Наукове обгрунтування відновлення деталей шаруватими покриттями при ремонті рухомого складу залізниць : автореф. дис. ... д-ра техн. наук : 05.22.20. Дніпропетровськ, 2012. 40 с.