Анализ системы хранения украинского зерна

Loading...
Thumbnail Image
Date
2017
Journal Title
Journal ISSN
Volume Title
Publisher
Дніпропетровський національний університет залізничного транспорту ім. академіка В. Лазаряна, Дніпро
Abstract
RUS: Цель. Анализ современного состояния и проблем функционирования системы хранения украинского зерна, как важного элемента логистической цепи его доставки в морские порты для экспорта. Поиск путей повышения эффективности железнодорожных перевозок зерна от линейных элеваторов в порты с точки зрения снижения логистических затрат. Основной материал. В течение нескольких последних лет Украина уверенно занимает лидирующие позиции как один из крупнейших производителей и экспортеров зерна. В сезоне 2016-2017 Украина экспортировала 44 млн т зерна, заняв 2-ю позицию в мире. Важной составляющей логистической цепи поставки зерна на экспорт является система его хранения в районах производства и перевалки. В настоящее время в Украине насчитывается более 1 000 линейных элеваторов и около 30 портовых терминалов с общим объемом единовременного хранения 48 млн т. Среди регионов, наиболее обеспеченных элеваторными мощностями, Полтавская, Одесская и Кировоградская области. Средняя обеспеченность элеваторами по Украине – 64 %. Мощность портовых терминалов по перевалке зерна составляет 60 млн т. Средняя стоимость обработки зерна на линейных элеваторах 8…15 USD/т. Потери украинских производителей зерна из-за неэффективной логистики составляют 20 USD/т. Основным перевозчиком зерновых грузов в Украине является железнодорожный транспорт. Основными проблемами железнодорожных перевозок зерна являются: недостаточная пропускная способность железнодорожной инфраструктуры в портах и на припортовых участках, дефицит и изношенность парка зерновозов, неэффективная организация логистики. Перспективным направлением совершенствования логистики железнодорожных перевозок зерновых грузов является отправительская маршрутизация. Организация такой технологии требует развития элеваторной инфраструктуры для концентрации погрузки зерновых маршрутов на узловых элеваторах. Выводы. Наличная элеваторная инфраструктура обеспечивает существующие объемы производства и экспорта украинского зерна. Внедрение маршрутизации перевозки зерна требует совместных действий, как инвесторов в области развития элеваторной инфраструктуры, так и государства в сфере либерализации тарифной политики на железнодорожные перевозки.
UKR: Мета. Аналіз сучасного стану та проблем функціонування системи зберігання українського зерна, як важливого елемента логістичного ланцюга його доставки в морські порти для експорту. Пошук шляхів підвищення ефективності залізничних перевезень зерна від лінійних елеваторів в порти з точки зору зниження логістичних витрат. Основний матеріал. Протягом декількох останніх років Україна впевнено посідає лідируючі позиції як один із найбільших виробників і експортерів зерна. У сезоні 2016-2017 Україна експортувала 44 млн т. зерна, посівши 2-у позицію в світі. Важливою складовою логістичного ланцюга постачання зерна на експорт є система його зберігання в районах виробництва і перевалки. В даний час в Україні налічується понад 1000 лінійних елеваторів і близько 30 портових терміналів із загальним обсягом одночасного зберігання 48 млн т. Серед регіонів, найбільш забезпечених елеваторними потужностями, Полтавська, Одеська і Кіровоградська області. Середня забезпеченість елеваторами по Україні – 64 %. Потужність портових терміналів з перевалки зерна становить 60 млн т. Середня вартість обробки зерна на лінійних елеваторах 8...15 USD/т. Втрати українських виробників зерна через неефективну логістику складають 20 USD т. Осно-вним перевізником зернових вантажів в Україні є залізничний транспорт. Основними проблемами залізничних перевезень зерна є: недостатня пропускна спроможність залізничної інфраструктури в портах і на при-портових ділянках, дефіцит і зношеність парку зерновозів, неефективна організація логістики. Перспективним напрямком удосконалення логістики залізничних перевезень зернових вантажів є відправницька маршрутизація. Організація такої технології вимагає розвитку елеваторної інфраструктури для концентрації навантаження зернових маршрутів на вузлових елеваторах. Висновки. Наявна елеваторна інфраструктура забезпечує існуючі обсяги виробництва і експорту українського зерна. Впровадження маршрутизації перевезення зерна вимагає спільних дій, як інвесторів в області розвитку елеваторної інфраструктури, так і держа-ви в сфері лібералізації тарифної політики на залізничні перевезення.
ENG: Purpose. Analysis of the current state and problems of the functioning of the Ukrainian grain storage system as an important element of the logistics chain of its delivery to seaports for export. Searching for ways to improve the efficiency of rail transportation of grain from linear elevators to ports in terms of reducing logistics costs. Main ma-terial. Over the past few years, Ukraine has confidently taken a leading position as one of the largest producers and exporters of grain. In the 2016-2017 season, Ukraine exported 44 million tons of grain, ranking second in the world. An important component of the logistic chain of grain supply for export is the system of its storage in the areas of production and transshipment. Currently, Ukraine has more than 1,000 linear elevators and about 30 port terminals with a total storage capacity of 48 million tons. Among the regions most provided with elevator capacity, Poltava, Odessa and Kirovograd regions. The average level of provided with elevators in Ukraine is 64%. The capacity of port terminals for grain transshipment is 60 million tons. The average cost of grain processing on linear elevators is 8...15 USD / ton. The losses of Ukrainian grain producers due to inefficient logistics are 20 USD / ton. The main carrier of grain cargo in Ukraine is rail transport. The main problems of rail transportation of grain are: insufficient capacity of the railway infrastructure in ports and port areas, shortage and aging of the grain wagons, inefficient organization of logistics. The forwarding direction of improving the logistics of rail transportation of grain cargo is shipper routing. The organization of such a technology requires the development of an elevator infrastructure for the concentration of loading grain routes on nodal elevators. Conclusions. The existing elevator infrastructure provides the existing volumes of production and export of Ukrainian grain. The introduction of the routing of grain transportation requires joint actions, both investors in the development of elevator infrastructure, and the state in the sphere of liberalization of the tariff policy for rail transportation.
Description
Р. Вернигора: ORCID 0000-0001-7618-4617; Р. Рустамов: ORCID 0000-0002-5860-1840
Keywords
экспорт зерна, элеваторы, портовые терминалы, железнодорожные перевозки, отправительская маршрутизация, концентрация погрузки, експорт зерна, елеватори, портові термінали, залізничні перевезення, відправницька маршрутизація, концентрація навантаження, grain export, elevators, port terminals, rail transportation, shipper routing, loading concentration, КСВ
Citation
Вернигора, Р. В. Анализ системы хранения украинского зерна / Р. В. Вернигора, Р. Ш. Рустамов // Транспортні системи та технології перевезень : зб. наук. пр. Дніпропетр. нац. ун-ту залізн. трансп. ім. акад. Лазаряна. – Дніпро, 2017. – Вип. 13. – С. 10–18. – DOI: 10.15802/tstt2017/110763.