Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://eadnurt.diit.edu.ua/jspui/handle/123456789/10135
Название: Філософсько-наукові концепції І. Лакатоса та Ст.Тулміна: когнітивна взаємодія з історичною антропологією
Другие названия: Философско-научные концепции И. Лакатоса и Ст.Тулмина: когнитивная взаимодействие с исторической антропологией
Philosophical-Scientific Concepts of I. Lakatos and Ct. Toulmin: Cognitive Interaction with the Historical Anthropology
Авторы: Айтов, Спартак Шалвович
Ключевые слова: Ст. Тулмін
І. Лакатос
філософія науки
когнітивний діалог
історична антропологія
постпозитивізм
міждисциплінарний підхід
соціально-гуманітарні науки
Ст. Тулмин
И. Лакатос
философия науки
когнитивный диалог
историческая антропология
постпозитивизм
междисциплинарный подход
социально-гуманитарные науки
St. Toulmin
I. Lakatos
philosophy of science
cognitive dialogue
historical anthropology
postpositivism
Interdisciplinary approach
social and human sciences
КФС
Дата публикации: 2016
Издательство: Дніпропетровський національний університет ім. Олеся Гончара
Библиографическое описание: Айтов, С. Ш. Філософсько-наукові концепції І. Лакаточа та ст. Тулміна: когнітивна взіємодія з історичною антропологією: [препринт] / С. Ш. Айтов // Вісник Дніпропетр. нац. ун-ту. Серія : Історія і філософія науки і техніки. — 2016. — Т. 24, № 24. — С. 27—32.
Краткий осмотр (реферат): UK: І. Лакатос та Ст. Тулмін є представниками різних інтелектуальних течій у постпозитивістьскій філософії науки. Перший уособлює когнітивну традицію стриманого відношення до соціально-культурних та ментальних чинників динаміки наукового пізнання. Ст. Тулмін, напроти того, був одним із дослідників, які вельми високо оцінювали роль зовнішніх чинників у процесах розвитку науки. Втім обидві теорії бачення філософських основ розвою науки вважають соціально-гуманітарні елементи динаміки наукових концепцій ( у різній мірі) і ведуть когнітивний діалог із історично-антропологічним пізнанням. Причини та рушійні сили вказаної взаємодії складають три методологічних компоненти: логіко-методологічний, соціально-культурний та аксіологічний. Перший компонент знайшов втілення у застосуванні І. Лакатосом та Ст. Тулміним міждисциплінарного методологічного підходу, який був і лишається) «візитною карткою» історично-антропологічного пізнання. Соціально-культурний компонент взаємодії реалізувався у розумінні даними мислителями істотного значення суспільного та культурно-психологічного компоненту наукової динаміки. Відомо, що однією з головних цілей історичної антропології є вивчення психічних та суспільно-культурних підвалин історичного розвитку. Аксіологічні компоненти втілилися у визнанні І. Лакатосом та Ст. Тулміним важливості розуміння особистості дослідника у пізнавальній, професійно-науковій діяльності, що корелює та вступає у плідний інтелектуально-ціннісний діалог із потужною гуманістичною тенденцією історичної антропології. Відомо, що основним когнітивним завданням та світоглядним ідеалом цієї наукової дисципліни є дослідження різноманітних аспектів історичного буття людини у будь-яку епоху минулого.
RU: И. Лакатос и Ст. Тулмин являются представителями различных интеллектуальных течений в постпозитивистской философии науки. Первый олицетворяет когнитивную традицию сдержанного отношения к социально-культурных и ментальных факторов динамики научного познания. Ст. Тулмин, напротив того, был одним из исследователей, весьма высоко оценивали роль внешних факторов в процессах развития науки. Впрочем обе теории видения философских основ развитию науки считают социально-гуманитарные элементы динамики научных концепций (в разной степени) и ведут когнитивный диалог с историко-антропологическим познанием. Причины и движущие силы указанного взаимодействия составляют три методологических компонента: логико-методологический, социально-культурный и аксиологический. Первый компонент нашел воплощение в применении И. Лакатосом и ст. Тулминым междисциплинарного методологического подхода, который был и остается) «визитной карточкой» исторически антропологического познания. Социально-культурный компонент взаимодействия реализовался в понимании данным мыслителями существенного значения общественного и культурно-психологического компонента научной динамики. Известно, что одной из главных целей исторической антропологии является изучение психических и общественно-культурных основ исторического развития. Аксиологические компоненты воплотились в признании И. Лакатосом и Ст. Тулминым важности понимания личности исследователя в познавательной, профессионально-научной деятельности, коррелирует и вступает в плодотворный интеллектуально-ценностный диалог с мощной гуманистической тенденцией исторической антропологии. Известно, что основным когнитивным задачам и мировоззренческим идеалом этой научной дисциплины является исследование различных аспектов исторического бытия человека в любую эпоху прошлого.
EN: The problem of this work is to change the intellectual interferences philosophy of science and social - humanitarian disciplines. The purpose of the Sticle is to analyze the interactions of cognitive philosophical - scientific concepts I. Lakatos and St. Toulmin, and historical anthropology. The methodology of this study show pleasing includes such approaches as structural - systematic, comparative, and the concept of source postpositivism. The novelty of this work is to study the interaction of cognitive and intellectual parallels philosophical - scientific concepts I. Lakatos and St. Toulmin methodological concepts of historical anthropology, nature and orientation of these cognitive interactions. I. Lakatos and St. Toulmin were supporters of different intellectual currents in postpositivist philosophy of science. British philosopher was informative direction, which is considered the most important in the dynamics of science its logical - methodological component. St. Toulmin belonged to the circle of philosophers who recognize the significant impact socio-cultural factors on the development of science. Common to creativity is to study the influence of psychological and socio-cultural factors, essentially historical - anthropological, the dynamics of scientific knowledge. Dialogue philosophical - scientific theories I. Lakatos and St. Toulmin and methodological concepts to the historical anthropologists carried out in three areas: logical - methodological, socio-cultural and axiological. The first is called the philosophy of interdisciplinarity realisation campaign, very typical and organically inherent in historical anthropology. Second direction embodied in understanding I. Lakatos and St. Toulmin socio-cultural factors of the dynamics of science, like a similar conceptual framework of historical anthropology. Third realized in the emphasis on the value of the individual scientist to conduct their research, which correlate with the humanistic naprvlenie historical anthropology. Last considers its main task of the study of human existence a certain period in the stream of historical processes.
Описание: С. Айтов: ORCID 0000-0001-9049-5868
URI (Унифицированный идентификатор ресурса): http://eadnurt.diit.edu.ua/jspui/handle/123456789/10135
Располагается в коллекциях:Статті КФС

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
Aitov.pdfPreprint153,2 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.